Хабаровск православный Журнал К вопросу о распространении ислама на Дальнем Востоке России

К вопросу о распространении ислама на Дальнем Востоке России

Епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф

30.11.2006

Мы живем в многополярном мире. Люди различаются не только по гражданству, языку, цвету кожи, традициям культуры, политическим взглядам, но и религиозным убеждениям. И сегодня во всем мире происходят такие процессы, которые ставят религиозную составляющую на одно из ведущих мест. Достаточно вспомнить Ближний Восток, Сербию, Кипр, события во Франции, Англии, Германии...

Мы не можем не обратить внимание на тот факт, что все эти катаклизмы происходят в связи с экспансией ислама, и, вместе с тем, крепко закрываем глаза на природу ислама, и как некое заклинание твердим: «Ислам – это мир».

Что же такое ислам на самом деле, что это за религия? Что обычный человек знает про мусульман? В чем суть этой веры? (шахада – мусульманское исповедание веры – «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет пророк его»).

Многие понятия в христианстве и исламе, как, впрочем, почти во всех религиях, омонимичны, т.е. по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Когда мы произносим слова: «душа», «грех», «молитва», «пост», «Писание», – христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, в разговоре неизбежно возникает взаимное непонимание.

Душа в исламе – естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло, это источник отрицания всякого добра в человеке. Христиане, наоборот, считают душу более возвышенной частью человека.

Для мусульманина грех – это неведение божественного закона. Согласно мусульманскому учению, исповедание ислама и исполнение предписанных им ритуалов автоматически обеспечивает человеку место в раю. Поэтому ислам не знает покаяния, у мусульман не возникает необходимости духовной работы над своим нравственным совершенствованием. По сути, ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на самого Аллаха. Аллах – равно источник и добра, и зла.

Мусульмане весьма конкретно верят в предопределение. Они считают, что оно охватывает все поступки человека и события его жизни и касается как целого, так и частностей. По мусульманской мифологии, прежде чем создать мир, Аллах сотворил особую скрижаль и перо, которое «записало судьбы всего сотворенного». Поэтому они верят, что Аллах является творцом всех действий людей, животных и тому подобного в мире. Поэтому мусульмане и говорят, что, так как все в мире предопределено Аллахом, то и добро и зло равно исходят от него, а поэтому и человек не несет никакой нравственной ответственности за свои поступки.

Если понятия о христианских таинствах основаны на представлении о Боге, являющемся в мире, о благодати, действующей в мире, то в исламе Аллах предельно удален из мира, никакого действия его в мире быть не может. Для мусульманина не существует понятия личного отношения человека с Богом.

В Коране утверждается необходимость войны против всех немусульман: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, мы даруем великое вознаграждение». Коран говорит о том, что самому Мухаммеду было приказано: «О пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» Неверный – это немусульманин.

Сунна, второй после Корана вероучительный источник ислама, свидетельствует, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед его слуга и его посланник... Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность...».

В исламе нет разделения на ваххабизм и мирный ислам. В нем нет таких течений. Есть мирные и немирные мусульмане. Причем мирными они чаще всего являются в силу внерелигиозных причин. Мусульмане – это живые люди. И, как любые люди, они – разные. Есть среди них достойные, есть мирные, есть добропорядочные. Но в целом мусульманский мир (умма) агрессивен и несдержан, и это очевидно для всякого, кто более ли менее регулярно следит за новостями. И искать причину здесь нужно именно в идеологии. В самих вероучительных источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые им не следуют. Но богословского спора между ними быть не может, потому что по вероучительным источникам ислама все слишком очевидно.

Возьмем, к примеру, нынешнюю ситуацию с погромами во Франции. Среди новостей встречались цитаты из речей погромщиков, что они «сжигают только машины иноверцев, а те машины, на которых есть мусульманские знаки, не трогают».

Выступая с речью перед студентами и преподавателями университета немецкого города Регенсбурга папа Римский Бенедикт XVI процитировал фразу из диспута в 1391 г. Византийского императора Мануила II Палеолога, воевавшего в то время с Османской империей, с ученым-персом, мусульманином: «Покажи мне, что Мухаммед принес такого, что было бы ново. Ты найдешь только вещи злые и бесчеловечные. Например, его наказ распространять мечом веру, которую он проповедовал». От себя при этом понтифик только добавил, что «насилие несовместимо с природой Бога и природой души». Можно ли было лучше проиллюстрировать слова папы и цитату из средневекового трактата, чем это сделал сам мусульманский мир? Королевство Марокко отозвало своего посла из Ватикана, под угрозой срыва оказался визит папы в Турцию, извинений от понтифика потребовали представители правительственных и религиозных организаций Египта, Алжира, Марокко и других мусульманских стран, Иракская «армия моджахеда» заявила: «Мы клянемся разрушить их крест в сердце Рима и не успокоимся, пока ваши кресты не будут разрушены на вашей же территории». По всему миру прокатилась волна протеста и террора. Вот так исламские лидеры в очередной раз засвидетельствовали о природе своей веры перед миром лучше любых обвинений в свой адрес.

Сегодня в мусульманском мире появились новые лидеры, которые выработали собственное политическое видение ислама. Религия улемов, знатоков исламского закона, оказалась неспособной дать ответы на вызов современности. Новое поколение исламистов отвергло этих лидеров исламской общины и посчитало, что оно больше не нуждается в них, чтобы комментировать священные тексты.

Тексты Корана наполнены противоречиями. Например, в суре 2 аят 257 сказано: «Нет принуждения в религии», а сура 9 аят 5 гласит: «Избивайте неверных, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если же они обратились и выполнили молитву и давали очищение, то освободите им дорогу». Таким образом, в одном месте говорится, что не нужно принуждать людей обращаться в ислам, а в другом месте это вменяется в обязанность. Поэтому все зависит от мнения толкователя и от того, что в данном положении окажется оптимальным применительно к ситуации сегодняшнего дня.

В мусульманских странах и в отдельных общинах по всему миру экспансия ислама следовала за феноменом глобализации, стала своеобразным ответом на него. Сопротивляясь разрушению традиционных обществ, исламистская идеология предлагает воссоздать воображаемую общину, принадлежность к которой уже не нуждается в территориях, объединить отдельных людей через ощущение общей принадлежности к этой утопической общине правоверных. Поэтому исламизм представляет собой не религиозную веру, а политическую идеологию под прикрытием ислама. Сегодня мусульманский мир испытывает процесс брожения, и прежде чем получить кредит доверия общества, он должен преодолеть внутри себя эту болезнь.

Для Европы, из-за глубокого кризиса в западном христианстве, стала весьма актуальной проблема перехода представителей христианских народов в ислам. В зонах вооруженных конфликтов нередко принуждают к принятию ислама под страхом смерти, известным примером чему служит подвиг воина Евгения Родионова. За отказ принять ислам ему отрезали голову.

Однако и христианская миссия среди мусульман вовсе не безуспешна.

Глава внешней миссии англиканской церкви Марк Оксброу утверждает, что согласно проведенным исследованиям по всему миру количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. Председатель ОВЦС РПЦ митрополит Кирилл в одном из своих интервью сообщил, что на сегодня этнических мусульман, обращающихся в Православие, больше, чем этнических русских, принявших ислам.

Сегодня звучат призывы к строительству мечетей и на Дальнем Востоке, который никогда не являлся традиционной для исповедания ислама территорией. Искусственное насаждение ислама там, где он не имеет корней, где есть представители мусульманских народов, но практически нет носителей этой религиозной традиции, чревато серьезными последствиями. Особую опасность это представляет для Еврейской автономной области. По данным переписи 2002 г. в ЕАО проживает около 3,5 тыс. евреев, что составляет 1,8 % всего населения области. Однако это очень активная часть общества. Многие из них имеют прочные связи с Израилем, – ведь там проживают их родственники и знакомые, ощущающие на себе все ужасы арабо-израильского конфликта. Мы должны понимать, что за строительством мечетей в ЕАО стоит реальная опасность перенести палестинский конфликт на нашу землю.

Все это является хорошим поводом вспомнить о своих христианских корнях и о последствиях забвения собственной веры.

Я затронул больную проблему ислама, чтобы показать, что как любой конфликт, в том числе и религиозный, он имеет политическую плоскость, а значит, как любая политическая ситуация может иметь свое разрешение. Главное – не замалчивать эти проблемы, не делать вид, что их не существует, не загонять их в тупик. Примитивно понимаемые сегодня политкорректность и толерантность могут сыграть здесь плохую службу. Межконфессиональные и внутрирелигиозные конфликты чрезвычайно болезненны и опасны, но процессы межконфессиональных отношений требуют общественного осмысления и действия.

Как положительный пример таких действий я приведу события в ЕАО.

В 1999 и 2001 г.г. в Москве Конгрессом Еврейских Религиозных организаций и Объединений в России (КЕРООР) официально издана книга «Кицур Шульхан Арух». Это сокращенное издание иудейского кодекса поведения – свода законов, составленного в XVI веке на основе всех изданий Талмуда и обязательного для евреев по сей день. Во вступлении к книге председатель Исполнительного комитета КЕРООР раввин Зиновий Коган делает откровенное признание: «Редакционный совет КЕРООР счел необходимым опустить в этом переводе некоторые галахические указания, ... помещение которых в издании на русском языке было бы воспринято населением России, не придерживающимся иудаизма, как неспровоцированное оскорбление. Читатель, который захочет прочесть «Кицур Шульхан Арух» в идеально полном объеме, приглашается в ешиву (еврейскую школу), чтобы изучить эту и многие другие святые книги в оригинале». То есть, один из лидеров российского еврейства откровенно признает оскорбительными для нееврейского населения России некоторые положения иудейского кодекса поведения. Даже в указанном подвергшемся цензуре издании находятся оскорбительные для неевреев положения.

Распространение «Шульхан Аруха» было воспринято, естественно, как проявление экстремизма и разжигание национальной и религиозной ненависти. В декабре 2004 г. под проектом Обращения в Генеральную прокуратуру поставили подписи 20 депутатов Госдумы ФР. В ответ последовали бурные и огульные обвинения в «антисемитизме» в адрес подписавших. Эта компания, в свою очередь, вызвала ответную реакцию. Подписи под Обращением поставило 500 человек. Ситуация накалялась. 21 марта 2005 г. письмо с требованием запретить деятельность еврейских экстремистских организаций было передано в Генеральную прокуратуру России уже с подписью 5 тыс. человек, среди которых немало известных государственных и общественных деятелей, и официально принято в работу. Еврейская сторона вынуждена была оправдываться за издание и распространение «Шулхан Аруха» даже по телевидению.

В то время как в далекой Москве кипели страсти, в ЕАО почти никто даже и не знал о событиях, спровоцированных еврейскими лидерами в столице. Местная иудейская община приняла взвешенное и мудрое решение не распространять в Биробиджане издание «Кицур Шульхан Аруха». Местные СМИ были сориентированы на то, чтобы с предельной корректностью освещать религиозную проблематику. В адрес ФСБ из Москвы поступали запросы о том, как развиваются отношения между еврейской и православной общинами в свете происходящих в столице событий. Там никак не могли поверить, что в ЕАО не происходит никаких столкновений.

Наша деятельность должна послужить именно этой задаче – попытке осмысления религиозной ситуации в регионе, поиску решений, способных принести мир и согласие.


Общество