Хабаровск православный Вопросы Может ли стать препятствием к крещению ребенка сожительство в "гражданском браке" его родителей?

Может ли стать препятствием к крещению ребенка сожительство в "гражданском браке" его родителей?

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Хабаровска.

Руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии.

Преподаватель Хабароовской духовной семинарии.

Решили с мужем(живем в гражданском браке) покрестить дочку. Когда пришли в церковь на первую беседу, нам пояснили, что так как у нас внебрачный ребенок - то это может явиться причиной отказа в крещении ребенка. Нам объяснили это тем, что мы не живем в законном браке и рождение ребенка у такой пары не приветсвуетствуется православной церковью.Сама я крещеная, и хочу что бы ребенок у меня был тоже крещенный, а получается так, что моему намерению начинают
препятствовать. Скажите, действительно ли родители должны(подчеркиваю - должны) состоять в законном браке для того, что бы можно было беспрепятсвенно покрестить ребенка. А так же меня волнует ещё один вопрос (всё по поводу крещения дочери) - ещё обязательно требуется пройти исповедь всем, то есть мне, мужу и крестной. Насколько я знаю, исповедь это добровольное дело, и никто не может принудить к ней. А тут для того, что бы порестить дочку, нужно обязательно всем
исповедаться. Может я, конечно, и ошибаюсь. Пожалуйста, расскажите подробно как происходит процедура крещения и что для этого нужно.

Ольга С.

Вы абсолютно правы, исповедь - дело исключительно добровольное. Как и Крещение - Вас или Вашего ребенка. А для того, чтобы понять, почему исповедь обязательна перед Крещением, нужно разобраться, что же такое само Крещение.

В первую очередь, это - приобщение человека к Церкви, а через Нее - к Богу. В этом таинстве человек дает Богу серьезные обещания в отношении своей жизни: он отрекается от сатаны и всех дел его, и сочетается со Христом. То есть, обещает исполнять заповеди Божии, среди которых есть и заповедь "Не прелюбодействуй", осуждающая не только супружескую измену, но и то, что сейчас принято называть гражданским браком (хотя он таковым и не является - это вовсе не брак). Почему Церковь настроена в этом отношении столь категорично - к сожалению, из горького опыта. Когда к священникам десятками приходят женщины, брошенные мужчинами, не пожелавшими брать на себя хотя бы элементарную мужскую ответственность за свою жену и детей, они спрашивают: что же теперь делать? И ответить на этот вопрос очень сложно: действительно: а что ей, бедной, теперь делать в тридцать пять с двумя детьми? И ведь когда она "сходилась" (уж простите за выражение) с этим мужчиной, думаете, она не говорила себе: "У нас все будет хорошо, он меня любит. Ну и что, что не хочет расписываться? В конце концов, он прав: что нам даст штамп в паспорте?". Ведь ни одна из этих сотен несчастных брошенных женщин не думала, что когда-то окажется в таком положении. Но это совершенно ничего не меняет. Поэтому Церковь категорически настаивает на НОРМАЛЬНОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОННОМ (ОБЪЯВЛЕННЫМ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И ГОСУДАРСТВОМ) БРАКЕ. Потому что это - показатель доброкачественности отношений между супругами. Может, и не абсолютный, но показатель. И поэтому Церковь призывает всех обратить на это самое серьезное внимание: ведь не зря такое сожительство считалось смертным грехом во всех цивилизациях во все времена, а именно потому, что оно разрушает жизнь человека и приводит не только к разрушению семьи, но порой и к краху всех надежд и всего существования. И поэтому же человек, живущий в таком сожительстве, не может участвовать в церковной жизни, не может быть полноценным членом Церкви, а ведь именно для это и существует Крещение. Поэтому, если брак не зарегистрирован хотя бы в органах ЗАГС (уж и так идем на встречу - не говорим о венчании), то Вы не можете быть крестными или креститься сами.

Что касается крещения детей. Это со взрослым человеком можно серьезно поговорить и выяснить, как он собирается дальше строить свою духовность: нужен ли ему Бог и Церковь, и какое место будет отведено вере в его жизни. Собирается ли он исполнять заповеди Божии, или для него "ВСЕ ЭТО" далеко и не играет важной роли в жизни. А с ребенком сложнее: он не может решить. Поэтому детей крестят по вере родителей и крестных, которые обещают воспитывать их в вере в Бога, в уважении к Церкви. При этом воспитывать нужно не просто хорошего человека, а именно православного христианина, для которого заповеди Божии будут жизненными ориентирами, а не памятниками древней культуры, который будет уметь молиться, будет знать жизнь Церкви и в ней участвовать. Все это Вы обещаете в Крещении Богу. За себя и за ребенка. И если родители, будучи крещены, не исполняют этих обещаний сами, игнорируя категоричное требование Церкви, то было бы странно предполагать, что они научат детей эти обещания выполнять. А зачем давать обещания, если не собираешься их исполнять? Лгать же Богу в Церкви, да еще привлекать к этой лжи священника - ничего полезного из этого не выйдет - Господь потом спросит и с Вас, и со священника.

Из всего написанного видно, что перед Крещением (своим ли, или своего ребенка) человек должен переосмыслить свою жизнь в свете жизни Церкви, в свете заповедей Божиих, осознать, что у него неправильно, и принять решение об исправлении. А это - прямой путь к исповеди. Конечно, не все сразу: человек за один день не становится святым. Есть грехи, пороки и привычки, бороться с которыми придется долго. Но есть вещи, которые легко сделать одним действием. Сюда относится и заключение настоящего гражданского брака в ЗАГСе. Если люди на это решаются, то Церковь закрывает глаза на то, что у них нет еще серьезного опыта молитвы, что они еще не привыкли к посту, что они многого не знают: они показали, что слушают Церковь, а через Нее - и Бога, в самых серьезных вещах, а следовательно - все остальное со временем придет. Но если человек хочет "просто" покреститься, не сделав никаких выводов, и продолжать жить в смертном грехе, то он явственно показывает, что Церковь для него не авторитет, Она ему не нужна. А следовательно, не имеет смысла и Крещение как таинство, в котором человек становится членом Церкви.

Так что Божьей Вам помощи. Подумайте: если Вы готовы дать Богу столь серьезные обещания за себя и своего ребенка - это здорово. С радостью покрестим Вашего малыша, когда Вы вступите в брак. Но если нет - что ж, Крещение, как и Исповедь - дело добровольное.

07.06.2012

Таниства, Крещение, Гражданский брак



Смотрите также:

Блуд и крещение детей. Продолжение дискуссии

Что делать, если супруг выступает против крещения ребенка?

В каких случаях нужно менять ребёнку имя?

Не могу выбрать крёстных. Как быть?



Ольга пишет 06.10.2014
Тема: Таинство Крещения
Я крестила своих детей еще в СССР, не понимаю, неужели законы изменились с тех пор. Тогда никто не спрашивал, замужем или нет, никто не требовал свидетельства о браке и паспорт. Принесли ребенка и посвятили его в Таинство Крещения. Получается, если ребенок рожден вне брака он что - изгой? Считаю это не справедливым, ребенок ни в чем не виноват. А тем более бывает, что люди Венчаются, не состоя в законном браке и Церковь этому не препятствует. Объясните сей факт.
Ответить

свящ.Роман Никитин пишет 07.10.2014
Уважаемая Ольга! Именно для того, чтобы не венчать людей не состоящих в законном браке, в храмах и требуют свидетельство о браке! Что касается крещения, то не нужно воспринимать крещение, как некий магический обряд - покрестил и успокоился на всю оставшуюся жизнь. Крещение - осознанный выбор человека, желающего стать христианином. В случае крещения младенца, таинство совершается по вере родителей и крестных. О какой вере можно говорить, если родители (пусть и крещеные)не желают следовать Божьим заповедям живя в блуде.
Ответить

Владислав пишет 12.11.2014
Добрый день!



Я, конечно, согласен с тем, что перед Таинством Крещения необходимо стать максимально чистым помыслами и душой пред Господом Богом.



Касаемо темы вопроса - прелюбодеяние ведь не является единственным грехом, как не является и грехом наиболее тяжким (Писание учит нас, что любые из грехов, перечисленных в Заповедях Божьих, являются одинаково тяжкими).



Например, необходимо почитать отца и мать своих - иначе тоже будет тяжелый грех.



Но поскольку это непроверяемо в принципе, получается, можно поругаться с отцом, обидеть мать и при этом с легким сердцам показав батюшке свидетельство о регистрации брака, спокойно крестить ребенка. А потом с презрительной усмешкой осуждать других "сожительствующих", желающих креститься. Мол, мы-то "не такие".



Я считаю, ребенок ни в чем не виноват, и в крещении отказано ему быть не должно.

Но родителям и крестным, конечно же, перед Крещением необходимо покаяться пред Господом Богом.
Ответить

О. Стефан Нохрин пишет 12.11.2014
Здравствуйте, Владислав! Все же, Писание - книга церковная, написанная Церковью и для Церкви. И потому более правильным подходом к изучению Писания будет исследование его церковного осмысления и восприятия. Если внимательно вникнуть в текст Библии, то оказывается, что грехи вовсе не равны по своей тяжести. К примеру, за кражу и за убийство наказания в Ветхом Завете предусмотрены разные: убийство карается смертью, а кража - нет. Просто есть грехи, которые оставляют в душе человека неизгладимый след, и они же максимально разрушают его духовную жизнь. В Ветхом Завете они карались смертью, а во время Завета Нового эти грехи Церковь называет свидетельством отпадения человека от Бога. И потому человек, совершающий эти грехи, не может участвовать в церковных таинствах, равно как не может и ходатайствовать об их совершении. К таковым относятся: убийство, блуд, прелюбодеяние и половые извращения, колдовство, лжепророчество, богохульство, упомянутое Вами грубое непочтение к родителям, кощунство, идолослужение и даже непочитание церковных праздников. Все это закреплено церковными канонами на Соборах, и все это укоренено в Священном Писании. Важно понимать, что Крещение - Таинство Церкви, и это Она решает, основываясь на Писании и Своем опыте, кому его давать, а кому - нет. Не нужно пытаться спустить Церковь до уровня чьих-то мнений, ибо их слишком много, и они порой противоположны. Да, каждый имеет право на собственное мнение о том, какой должна быть религия. Но может быть, стоит прислушаться и ко мнению Бога, ведь религия - это связь с Ним. Вот Церковь, храня Его откровение, Его волю нам и свидетельствует. Ну а прислушиваться к Ней или нет - личное дело каждого.
Ответить

елена пишет 10.01.2016
Я считаю что, ребёнка ведь даёт бог прежде всего, и ребенок совершенно не виноват что Ктото брак не зарегистрировал, и если бог дал значит ему так нужно было и он уже сам благословил этот союз мужчины и женщины, но если в этом союзе кто-то начнёт изменять и заниматься блудом то бог это сам все видит прекрасно, а на том свете у нас паспорт с печатью все равно никто требовать не будет,просто люди будьте честны сами перед собой а в дальнейшем и перед богом, есть мужчины у которых брак а они своим женам изменяют,скажите какой толк в таком браке?на все воля божья, бог все видит и так!
Ответить