Хабаровск православный Журнал «Учительство — это жертвенное служение. Учитель — это человек, который служит людям»

«Учительство — это жертвенное служение. Учитель — это человек, который служит людям»

Сайт Хабаровской Духовной семинарии

15.07.2015

С 8 по 10 июля 2015 года в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете прошел Дальневосточный межрегиональный этап X Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

10 июля под председательством преосвященного епископа Николая были утверждены решения экспертной и конкурсной комиссий о распределении призовых мест. В финал были отобраны 12 работ, от Хабаровского края в Москву будут направлены 4 работы.

После завершения работы экспертной комиссии преосвященнейший Николай, епископ Амурской и Чегдомынский, согласился дать интервью для сайта Хабаровской духовной семинарии.

— Владыка, каково Ваше мнение о значении конкурсов с духовно-нравственным содержанием в Дальневосточном федеральном округе в целом и в управляемой Вами епархии?

— Ни для кого не секрет, особенно для тех людей, которые пекутся о моральном и духовном здоровье общества и в частности подрастающего поколения, что перед нашим обществом стоит ряд проблем связанных со сферой здоровья: морального, духовного, физического.

Нынешний конкурс представляет собой один из шагов в преодолении этих трудностей.

Безусловно, для педагогического сообщества конкурсы такого формата не новшество, но конкурсы с духовно-нравственным наполнением и имеющие духовно-нравственный смысл для Дальнего Востока — это интересная и малоизученная область.

Результаты этого конкурса свидетельствуют о неподдельном интересе и заинтересованности в нем педагогического сообщества.

— Скажите, сколько учителей и педагогов приняло участие в конкурсе из Вашей епархии? Самостоятельно ли они разрабатывали проекты или в сотрудничестве с епархией?

— На епархиальный этап было представлено 26 работ. Из них 7 работ вышли на краевой уровень. Следует отметить, что работы по своему содержанию сильные и интересные. На последний межрегиональный этап было представлено 5 работ.

Надо сказать о том, что представленные работы можно поделить на две категории: более удачные и удачные. А неудачных работ нет.

Все педагоги нашей епархии, представлявшие проекты самостоятельно, показывали свой личный, наработанный и серьезный опыт. Мне приходилось слышать мнение независимых экспертов, что работы педагогов из провинции и сельской местности более самостоятельны, более продуманны, в них есть «своя изюминка». Это объясняется тем, что у сельского педагога меньше возможности заниматься копированием уже существующего опыта, а больше возможностей заниматься тем служением, к которому он призван. Педагог в сельской школе уделяет максимум внимания своему предмету и делу, именно поэтому эти их конкурсные работы привлекают к себе внимание и достойны высокой оценки. Безусловно, возникают вопросы в плане правильного оформления проектов и работ, но само их содержание очень хорошее.

— Какие Вы видите перспективы развития конкурса «За нравственный подвиг учителя» в управляемой Вами епархии в последующие годы?

— Если говорить о конкурсе в масштабах всего Дальнего Востока, достаточно сказать о том, что в прошлом году было 47 участников, а в этом году — в 2 раза больше. Эта положительная динамика говорит о том, что в дальневосточном педагогическом сообществе к этому конкурсу возникает всё больший интерес.

Стоит сказать ещё об одном моменте. На прошедших епархиальных Рождественских чтениях к нам, в Амурскую епархию, приезжала Тамара Семеновна Белякова, которая провела обучающий семинар по подготовке и правилам оформления работ на конкурс «За нравственный подвиг учителя». Я считаю, что этот семинар принес свои плоды, т.к. в этом году многие учителя из города Комсомольска-на-Амуре представили свои работы.

Само главное, что педагогам это интересно: интересно участвовать в конкурсе, интересно нести детям свет и доброту. Ведь быть учителем — это не работа, а призвание. Учительство — это жертвенное служение. Учитель — это человек, который служит людям.

— Какая работа с учителями общеобразовательных школ и педагогами дополнительного образования ведется в Вашей епархии?

— Работа эта огромная. Надо начать с того, что мы приглашаем педагогов, в первую очередь ведущих предмет ОРКиСЭ, для участиях в конференциях, круглых столах и семинарах. Представители епархии участвуют во многих мероприятиях и форумах, которые организовывают отделы образования города и районов.

Сейчас мы делаем серьезный шаг — мы подготавливаем и согласовываем программы с ХК ИРО, чтобы на базе епархиального образовательного центра проводить двухгодичные курсы переподготовки педагогов по модулю «Основы православной культуры». Эта инициатива, исходившая от нас, нашла отклик в педагогическом сообществе, отдел образования нашего города пообещал поддержку её реализации.

Ещё один наш замысел — организовать курсы повышения квалификации «кустовым» способом: на базе одной из школ района проводить цикл лекций по ОРКиСЭ.

Амурская епархия организовывает и проводит разные общественные и церковные мероприятия, создавая площадки, на которых происходит знакомство учителей с Русской Православной Церковью.

В качестве сотрудничества мы также предоставляем помещения и аудитории епархиального управления для проведения мероприятий культурной направленности для школьников.

— Расскажите, какие проекты и конкурсы общецерковного и епархиального значения организуются в Вашей епархии?

— Хотелось бы рассказать про Всероссийский конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», который также проходит в несколько этапов. Мы стараемся привлекать к участию в этом конкурсе отдаленные поселки. В прошлом году при финансовой поддержки Амурской епархии на финальный этап в г. Москву были направлены юные художники со своими наставниками.

На протяжении трёх лет выходит епархиальная газета с детской страничкой, на которой публикуются  рассказы православной писательницы-комсомольчанки про Тасю. Сейчас готовится конкурс на портрет Таси, так как каждый ребенок видит Тасю по-своему.

Кроме того, мы проводим фотоконкурсы. Сейчас среди старшеклассников общеобразовательных школ мы готовимся провести конкурс на эмблему епархии.

— Владыка Николай, Ваши пожелания нашим читателям.

— При движении нет застойных процессов, а если нет застойных процессов — значит организм здоровый. Вот так и в нашей общественной жизни, пока мы что-то пытаемся делать, пока мы пытаемся поддержать инициативу, пока мы движемся, мы живем. Если есть движение, есть развитие и жизнь, а это очень актуально для Дальнего Востока.

Беседовала: Заведующая  Учебно-методического центра Хабаровской духовной семинарии

Проскурина Арина Николаевна

Фото: Пресс-центра Амурской и Чегдомынской епархии

 


Семинария, Образование



Татьяна пишет 26.07.2015
Тема: Работа с детьми из семей сектантов
Здравствуйте! Хочу задать вопрос: как работать с детьми из семей свидетелей Иеговы, пятидесятников, баптистов и т.п. на уроках литературы в средней школе? Этот вопрос кто-нибудь специально изучал? Где можно воспользоваться наработками?
Сама хочу старшеклассникам рассказать о романе Т. Драйзера "Американская трагедия", так как главный герой Клайд Гриффитс тоже происходил из семьи сектантов.
Ответить