Хабаровск православный Журнал Молодежка по средам: даже верблюду удобнее…

Молодежка по средам: даже верблюду удобнее…

Отдел по работе с молодежью Хабаровской епархии.

30.08.2012

Уже по заглавию многие читатели, наверняка, догадались, о каком отрывке из Евангелия пойдет речь. Да, именно Евангелию от Марка 10: 17-27 были посвящены беседы.

«24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! 25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? 27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10: 24-27).

Почему ученики так изумились словам Господа, почему их так взволновал Его ответ о том, что богатому трудно спастись? Разве все были богаты, и они? Ответ находим в ветхозаветном сознании. Раньше считалось, что богатство – это благословение Господа, а бедность, болезни, бесплодие – наказание за грехи уже в земной жизни. Именно поэтому ответ их изумил, он менял ветхозаветные представления – ведь, все так привыкли надеяться на богатый урожай, хороший улов и т.п. Да к тому же даже апостолы желали награды земной, думая, что Господь станет Царем Земным и тогда, им тоже достанется власть, и, естественно, богатство. А здесь такой ответ Учителя.

Но Иисус Христос добавляет на их вопрос «а кто же спасется?» — «…все возможно Богу». И здесь нужно отметить, что акцент (упор делается) не на сам факт, что человек обеспечен, богат,  а на надежду на богатство, на привязанность и желание его иметь. Именно таким людям тяжело войти в Царствие Божие, слишком они привязаны к земному, роскошь и богатство для них важнее всего. А надеяться нужно на Бога. А что это значит? Значит предаваться воле Божией и исполнять Его заповеди.

Владыка привел насущный пример. Вы мечтаете поступить в престижный ВУЗ, но ЕГЭ сдали средненько, и понимаете, что шансов поступить на бюджет практически нет. А платить нечем. Есть два пути решения вопроса: 1) несмотря ни на что подать документы, а там как Господь управит (положитесь на волю Божию) или 2) обратитесь к человеку, который может решить этот вопрос (например, к митрополиту) – он позвонит кому нужно и вас примут. Какой вариант вы выберите? Некоторые из присутствующих выбрали второй вариант, и это, естественно, — надежда не на Бога, а на человека, которая так часто имеет место быть в нашей жизни. Мы постоянно надеемся на себя, кого-то из родных, близких, начальников, знакомых и т.д., забывая о воле Божией.

Появился вопрос: «А можно не готовиться к экзамену, а просто уповать на Бога – будь как будет?». Конечно же, это искушение Господа. «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда», — пословица соответствует ответу. Также был приведен пример с огородом: если ты ничего не посадишь, а сядешь и будешь ждать, что скоро по твоим молитвам должно что-нибудь вырасти (картофель, томаты и т.п.), то кроме травы ничего не дождешься. Так и с учебой – потрудился, помолился, а результат – воля Божия.

И тут еще более неожиданный вопрос: «А можно молить Господа о том, чтобы была возможность воспользоваться шпаргалкой?». Владыка однозначно ответил: «Нет, тем самым мы просим Бога о том, чтобы Он помог нам обмануть педагога».

Возвращаем беседу к теме богатства. Есть люди богатые и бедные, которые усердно трудятся, а есть богатые, которые не сильно стараются, а Господь дает, а бедные как бы ни старались, все равно остаются бедными. И Господь призывает богатых делится с нуждающимися, почему же Он просто сам не даст им то, что нужно? Конечно, Он все делает для пользы нашей души – богатого Он учит быть милосердным и не привязываться к деньгам, а бедного – благодарности, а ведь, искренняя благодарность довольно редкое качество.

Вспомните, были ли у вас случаи, когда вам действительно нужна была помощь, и вы ее получали, в этот момент вы испытывали неловкость, чувство обязанности? Конечно, были. Почему это возникает? Оказывается, нам мешают леность, гордыня, нежелание жертвовать собой ради других (жалеем своего времени).  Владыка рассказал пример из своей жизни. Когда он служил в армии в Калининграде, он простудился и заболел воспалением легких. А в больнице работала очень заботливая, приятная пожилая медсестра. Владыке очень захотелось ее как-то отблагодарить, и он решил подарить ей коробку конфет. Владыка признался, что это был для него очень хороший урок. Эта женщина с такой искренней благодарностью приняла подарок, что тем самым дала почувствовать ему себя большим благодетелем, чем она. Очень важно – уметь искренне благодарить. Формой благодарения Господа является Божественная литургия.

В заключении владыка зачитал нам отрывок из Толкования на Евангелия от Марка Василия епископа Кинешемского: «Все таланты, все блага жизни, духовные и материальные, даются для целей взаимного служения, которое представляет единственный путь к развитию любви. Для этой цели мы и должны ими пользоваться. Это — великое воспитательное средство в руках Божиих. Мы черствы по своей греховной природе. Раздаяние милостыни, оказание помощи и взаимных услуг, одним словом, вся практическая деятельность любви смягчает сердце, делает для человека более понятным и близким чужое горе, рождает благодарность в сердцах тех, кто получает благодеяния, и развивает любовь в тех, кто его оказывает; в последних, быть может, даже более, чем в получающих. Если же мы задерживаем данные нам Богом средства только для себя, то этим развиваем, наоборот, эгоизм и своекорыстие, то есть нечто совершенно противоположное намерениям Божиим. Вообще говоря, средство в духовной жизни может быть обращено или в сторону добра, для Бога, или в сторону зла, для диавола, и каждый случай, где на пробу ставятся нравственные устои человека, может его или духовно укрепить, поднять выше, или, наоборот, ослабить, понизить нравственно».


Молодежное движение, Над Евангелием